Введение в ЭС

Что такое экспертная система?


· 1.1. Смысл экспертного анализа ·         1.2. Характеристики экспертных систем ·         1.3. Базовые функции экспертных систем ·         1.4. Резюме и структура книги ·          Рекомендуемая литература ·          Упражнения  

День сегодня с утра не задался. Вы только что установили новую версию текстового редактора, к которому давно привыкли, но после щелчка на его ярлыке компьютер реагирует совсем не так, как хотелось бы, — выводится сообщение вроде этого:

Call to Undefined Link (Вызов неопределенной связи).

Как и большинство сообщений об ошибках, это помогает не больше, чем предсказания судьбы по состоянию Марса. Вы применяете крайнюю меру — удаляете целый каталог и переинсталлируете программу, но результат от этого не меняется. Вы начинаете менять настройки в разных файлах инициализации, но это тоже не помогает.

Наконец, устав от безнадежных попыток, вы набираете номер сервисной службы поддержки пользователей. И только после этого фортуна поворачивается к вам лицом — на помощь приходит человек, который знает, о чем говорит. Он советует вам выбросить с полдюжины устаревших DLL-модулей в системном каталоге и вновь переустановить программу. Последовав его совету, вы.уже через десяток минут можете нормально работать, и подскочившее недавно кровяное давление вновь возвращается к норме.

Какой бы уровень экспертного анализа не требовался в данной области, ясно, что специалист из сервисной службы способен его сделать, а вы — нет. Хотя в ящике стола у вас лежит диплом доктора философии по специальности "Информатика", и вы, возможно, прекрасно программируете задачи в своей области, но, не имея определенного опыта и подготовки, проблему устранения неисправности решить не смогли. Таким образом, способность выполнить экспертный анализ — это не только вопрос наличия определенных знаний и уровня квалификации. Для этого нужно обладать и очень специфическими навыками и умением разобраться в конкретной ситуации в данной предметной области. Таким образом, быть экспертом и иметь общее образование — это далеко не одно и то же.



Содержание раздела