Введение в проблему искусственного интеллекта

Управление ходом выполнения программ на языке ТР.


1. Рекурсия.

2. Возврат и отсечение.

1. Рекурсия.

В механизм обработки программ на языке ТР заложена рекурсия, то есть вычисление значения функции с помощью той же функции, но с измененными параметрами. Рекурсия в ТР реализуется в 2 этапа:

1) исходная задача разбивается на более мелкие частные задачи и формируются частные решения и на основе которых затем будет получено общее решение задачи.

Процесс разбиения задачи на подзадачи наз-ся редукцией. Редукция завершается в том случае, если сформирована подзадача, которая может быть решена непосредственно.

2) сборка решения, начиная от самого (?) последнего к самому общему. Для использования рекурсии в программах необходимо использовать следующий формат правила рекурсии:

<имя правила рекурсии с аргументами или без них> if

<список предикатов> (1)

<предикат условия выхода из рекурсии> (2)

<список предикатов> (3)

<имя правила рекурсии с аргументами или без них > (4)

<список предикатов> (5)



В структуре правила компоненты (1), (3), (5) могут присутствовать или отсутствовать с учетом специфики решаемой задачи. Компоненты (2), (4) обязательны, так как они организуют аппарат активизации правила рекурсии. Обычно компонента (1) - это предикаты, которые не влияют на рекурсию. Компонента (3) содержит предикаты, с помощью которых формируются новые значения аргументов, участвующих в рекурсии, а (5) включает предикаты, которые формируют с помощью аппарата рекурсии искомые значения. (5) - сборка решения. (2) - используется для останова рекурсии, а (4) - реализует повторный вызов рекурсивного правила для новых значений аргумента. В зависимости от заданных граничных условий различают нисходящую и восходящую рекурсию.

Пример.

Определение n-го терма последовательности 1, 1, 2, 6, 24, ...

N  0 1 2 3 4 ...

0 терм=1              3 терм=2*3

1 терм=1*1          4 терм=6*4

2 терм=1*2          5 терм=24*5

Для обозначения того факта, что n-й член последовательности равен V, вводится предикат следующего вида: posl (N, V)


Фрагмент программы:

domains

      N, V = integer

predicates

      posl = (N, V)

clauses

     posl (0, 1)

     posl (N, V)  if

         1) N>0

         2) M=N-1

         3) posl (M, U)

         4) V=U*N

goal

      posl (3, x)

Решение задачи производится в 2 этапа:

I этап.

1. Производится попытка удовлетворить запрос пользователя, используя первое утверждение в разделе clauses (posl (3,x) сопоставляется с posl (0, 1)). Так как 0 не сопоставляется с 3, то попытка завершается неудачей. После этого posl (3, x) сопоставляется с заголовком 2-го утверждения posl (N, V). Отсюда N получает значение 3, а V связывается с х и система переходит к доказательству подцели в теле правила:

1) N>0 согласуется при N1=3

2) M1=N1-3 согласуется при N1=3 и M1=2

3) posl (2, U1) приводит ко второму рекурсивному обращению и так как это обращение не согласовано с первым, то последнее утверждение (V=U*N) откладывается.

2. Согласование posl (2, U1) с posl (0, 1) приводит к неудаче. Происходит сопоставление с заголовком 2-го утверждения, что заканчивается удачей, при этом N2=2 и V=U1 . происходит доказательство по цели этого утверждения:

1) согласуется при N2=2

2) согласуется при N2=2 и М2=1

3) posl (1, U2) приводит к повторному рекурсивному обращению

4) откладывается

3. Согласование posl (1, U2) с posl (0, 1) приводит к неудаче. Сопоставление с заголовком 2-го утверждения заканчивается неудачей, при N3=1 и V=U2 . Происходит доказательство по цели этого утверждения:

1) согласуется при N3=1

2) согласуется при N3=1 и М3=0

3) posl (0, N3) приводит к повторному рекурсивному обращению.

Полученное целевое утверждение сопоставляется с первым целевым утверждением posl (0, 1), при этом U3 получает заначение 1.

На этом этап разбиения заканчивается.

II. Этап сборки решения.

Производится попытка согласования самого последнего из отложенных целевых утверждений, если это удается, то производится согласование предпоследнего целевого утверждения, и так до самого первого из отложенных, то есть запроса.



1) U2=U3*1  , так как U3=1 то U2=1

2) U1=U2*2                  U1=2

3) X=U1*3                    X=6

2. Возврат и отсечение.

В процессе реализации запроса интерпретатору языка необходимо анализировать множество фактов и правил, к-рые извлекаются в процессе нескольких просмотров соответственных баз фактов. При этом в процессе одного просмотра формируется частичное решение. Процесс в PROLOGе выполняется автоматически путем пометки или заполнения тех модулей, к-рые анализировались перед текущей целью, с тем, чтобы исключить полученное частное решение из дальнейнего рассмотрения. Этот механизм в PROLOGе наз-ся возвратом и реализуется через использование стандартного предиката fail, к-рый всегда имеет значение “ложь”. Этот предикат заставляет интерпретатор проанализировать ещё раз базу фактов, чтобы выполнить более целевое утверждение для других значений переменных. Он позволяет получить в базе все возможные решения.

ПРИМЕР:

domains

  p,T=symbo L

predicat s

  like (P,T)

  poleg (T)

dauses

  like (“Иванов”,” пиво”).

  like (“Иванов”,” сок”).

  poleg(“cok”)...

  otv if

  like (P,T) and

  poleg (T),nl,

  write (P),

  fail.

goal

  otv.

Для управления процессом выполнения программ в PROLOG имеется встроенный предикей cut, кот. кодируется в turbo-PROLOG как !. Основное назначение — остановка процесса возврата, т.е. приостановка выработки дальнейших решений.

Этот процесс в Прологе наз. ОТСЕЧЕНИЕМ. Чаще всего предикей cut используется совместно с fail.

ПРИМЕР



goal

  like (P,T)

  T= “кефир”,

  nl,

  write ( “любитель кефира найден”)

  !.

  fail

Отсечение используется для устранения бесконечных циклов (см. пред. пример):

clauses

  posl (0,1) if !

  posl(N,V) if

              M=N-1

  posl (M,U)

              V=U*N

Отсечение также используется для  устр. взаимоисключающих утверждений.

ПРИМЕР

  ball (M,’A”) if M> so,!

  ball(M, “B”) if M< so an M>60,!.


Содержание раздела