Интеллект как динамический компонент в структуре способностей

Интеллект является одной из системообразующих


Интеллект является одной из системообразующих характеристик в структуре индивидуальности, что и обусловило наше обращение к разработке концепции интеллекта как динамической системы. Учитывая многообразие его проявлений (в адаптации к окружающему миру, познании, достижении целей, решении проблем и др.), его связь с волевыми, мотивационными, эмоциональными, другими личностными особенностями и признавая недопустимость упрощенных подходов к его исследованию, мы считаем, что процессуальный анализ интеллекта имеет ряд преимуществ.
Он дает возможность исключить приобретенные навыки и знания из его характеристики, отделить интеллект от накопленного опыта и рассматривать его как общую способность. Процессуальный подход к интеллекту позволяет нам полностью поддержать позицию С.Л. Рубинштейна, согласно которой развитие человека и приобретение им знаний, навыков и умений - не одно и то же. Подлинное развитие есть развитие способностей (в том числе и интеллектуальных) в отличие от накопления опыта, овладения знаниями, умениями, навыками.
Интеллект рассматривается нами как динамическая система, характеризующаяся взаимодействием сформированного индивидуального интеллектуального стиля как совокупности привычных индивидуально-специфичных способов и подходов к решению разнообразных интеллектуальных задач и стратегий, разрабатываемых для решения конкретных задач. Эффективность взаимосвязи стиля и стратегии, умение сформировать стратегию решения конкретной задачи с учетом как ее характера, так и имеющегося у индивида стиля интеллектуальной деятельности, можно рассматривать как важнейшие признаки интеллекта, непосредственно проявляющиеся в успешности решения задач. Эти признаки обнаруживаются не только в решении отдельной, конкретной задачи или проблемы, а в успешности по отношению к разнообразным проблемам, по крайней мере относящимся к глобальным областям деятельности (теоретической или практической).
Вводя изучение интеллекта в русло исследования способностей, нельзя оставить без внимания выявление его природного начала (задатков).
Рассматривая интеллект как динамическую характеристику, логично в качестве одного из типов его задатков рассмотреть показатели основных свойств нервной системы как динамические характеристики ее работы.
Экспериментальное изучение деятельности по решению разных видов интеллектуальных задач индивидами, различающимися показателями силы нервной системы, позволило установить, что рассмотренное свойство нервной системы можно отнести к природным задаткам интеллектуальных способностей. Экспериментальные факты показали, что сила нервной системы влияет не только на процесс формирования и индивидуально-своеобразное динамическое выражение интеллектуальных способностей, но и на уровень их развития и проявления.
Нельзя не подчеркнуть, что представленные данные еще раз подтверждают, насколько разнообразны и разносторонни интеллектуальные возможности индивидов. Каждый в той или иной степени способен к выполнению разных видов интеллектуальной деятельности. Но в то же время разным людям свойственны неодинаковые возможности в решении разных типов интеллектуальных задач.
Полученные в исследовании результаты позволяют считать, что подход к проблеме природных задатков интеллектуальных способностей со стороны индивидуальных различий между людьми по силе нервной системы оказался продуктивным. Накопление знаний о взаимосвязи интеллекта с основными свойствами нервной системы содействует выяснению природы интеллектуальных способностей. Дальнейшее проникновение в подлинные взаимосвязи процессуального и результативного, специфически-своеобразного и уровневого не только открывает перспективы научного продвижения в раскрытии сущности интеллекта, но и расширяет возможности его измерения и активного влияния на его формирование.

Содержание раздела